st_pol81 Танкоград

Categories:

О Магах. Глава вторая: Мухаммед Египетский. Часть 1.

Введение; Глава 1 ( с дополнением)

Старые жители помнят и говорят о хаосе и анархии, из которых он спас эту страну; молодые сравнивают свое энергичное правительство с капризным, колеблющимся правительством его преемника; все классы, будь то тюрк, или араб, не только чувствуют, но и не стесняются открыто говорить, что процветание Египта умерло с Мухаммедом Али ... На самом деле, моему Господу, нельзя отрицать, что Мухаммед Али, несмотря на все его недостатки был великим человеком

                                                                                          консул Британии Джон Мюррей

Изучив албанские источники (прочитав с гугл-транслейтером албанскую педивикию), не нашёл какой-то отличной от бритозской и французской версий информации и пришёл к выводу, что в Албании о знаменитом соотечественнике известно от европейцев. Род Мухаммеда происходил из

 Корчи, или же Горицы, судя по обилию войн, затронувших город, местность стратегического значения. Население Корчи сегодня от 55 (по разным европейским оценкам) до 90 (по албанским) тысяч жителей, нашёл данные, что в 1923 (второй переход под власть Албании, не окончательный) составляло — 22 тысячи, в 1913 (первый переход под власть Албании, краткосрочный)- 16 тысяч, из них 11 тысяч "греков" и 4 тысячи албанцев, при этом даже в настоящее время, после почти столетия в составе Албании: "кроме албанского большинства в Корче проживают аромуны, греки и македонцы. Среди албанцев многие — православные". Если рассмотреть карту окрестностей, то без труда можно отыскать Каменицу, Подгорию, Малику. В общем не хочу отбирать Мохаммеда у албанцев, выводы делайте сами. Кстати, там родился Наум Векилхарджи (1797—1846) — албанский писатель, автор албанского алфавита, жил в то же время, учитывая что городок небольшой, велика вероятность, что родственник. А вообще вот близость и тонкость грани между балканскими культурами демонстрирует другой уроженец Корчи. Имя пусть вас не смущает, вот например, тёзка нашего героя — маршал Мехмед Али Паша, урождённый Людвиг Карл Фредерик Детроа

Нашёл две версии биографии Мухаммеда первая- подслащённая, подогнанная под образ мессии: родился в семье местного помещика, потерял родителей и воспитывался в семье родственников (по некоторым источникам даже тётей и дядей)- торговцев, до тридцати не пил, не курил не умел ни читать, ни писать, торговал рыбой табаком, не помышлял о военной службе, но в тридцать в его жизни произошёл крутой поворот... вторая версия, более 

правдоподобная: был приёмным сыном правителя Кавалы и командовал ополчением города... но так или иначе, наш герой в 1798 во главе албанского сводного вооружённого формирования башибузуков (к слову отряды башибузуков формировались по национальному принципу из жителей Албании и Малой Азии, да курдов что уж там, но командиры часто не принадлежали к этносу отряда) в командировку в Копт....

... из которой он не вернулся... нет, не пал смертью храбрых.... .а стал хедив, вали и паша ну и до кучи основателем правящей династии Египта (добавляют современного, но бросьте, не было никаких ни древних, ни древнейших, ни предсовременных, ни ретро, короче нет Египта, кроме Египта и Мухаммед Али основатель его) и разработчик и внедритель Ислама как религии и государственной идеологии в северной Африки и на Ближнем Востоке.

Оговорю сразу, противоречий в биографии много, но смущать это не должно, так как наш герой с одной стороной был для египтян Всем, а с другой стороны как и любой другой правитель того времени был для обывателя недоступен, и его биография обрастала бесконечным множеством легенд. Я нисколько не удивлюсь, если за таинственной личностью Саладина скрывается кто-либо из его сыновей, а сам Мухаммед просто обязан присутствовать в пантеоне "древнеегипетских богов". Спонсировал сбор,  систематизацию и перевод документов о Мухаммеде Али и упорядочил в Королевский архив Ахмед Фауд I в 1930х, после того как бритозы дали Египту независимость, он провозгласил себя первым королём и начал создавать историю страны. А в 1960х другой творец Египта, придал биографию ревизии и переписи в своих интересах.

Настало время пристальнее рассмотреть территорию Копта. Несмотря на широкие просторы, интерес представляют:

1. Нил с дельтой (или дельта с Нилом), река давала пищу, много пищи настолько, что плотность населения вдоль реки на порядок превышала плотность в пустыне в сотне километров от реки. Настолько ли много, чтобы кормить всю Европу, как утверждают некоторые историки!? Ну зерна может столько и можно вырастить в урожайный год, как доставить!? Вот это собственно и был "Древний Египет", он просуществовал до первой трети XIXв, местами сохранялся и дальше. Сфинксы и пирамиды может и были, но так, скромные и миниатюрные во дворах местных царьков. Как жили!? Да как и везде в доиндустриальном обществе, в отдалённых уголках тех же Франции или России в то же время жили точно так же, холопы трудились, военная аристократия- мамлюки руководили, генуэзцы  с армянами торговали. В то время шло освоение земель по всему миру, дикий запад США, Сибирь, да полмира, но Египет был для колонизаторов наиболее интересным: во-первых близость, во вторых в перспективе кратчайший путь в Индию, в третьих самодостаточность с точки зрения пищевой базы, население ниоткуда нагонять не надо, достаточно местного, надо лишь окультурить. Ах да про Анубисов с Осирисами в "Древнем Египте" забудьте, если эти культы и существовали, то в локальных масштабах и большинству населения они были до фонаря. Вот сюда и отправлялись бесконечные экспедиции, "военно-торговых корпораций пока ещё единой конфедерации государств Европы, отразившиеся в "крестовых походах", вот один из первых (прочитайте всё прямым текстом) а этот может из последних. Под давлением таких экспедиций, зачастую кстати волонтёров,в Египте появились "генуэзцы" с их монопольным правом торговли в Индии и Александрия 

2. Алесандрия. Об Александрии достаточно красочно написал Игорь Шкурин. Краткое резюме: Александрия- это военная база пока ещё единой Европы, опорный пункт имперской экспансии в Копт. Пусть не пугает, что Александрия кочевала на картах, всё просто Александрия- ставка Александра, по В. Макаренко - Малик Сандер- "защитника Царя", то есть военная база- ставка губернатора- протектора, которую переносили в зависимости от целей и оперативной обстановки в регионе. Было необходимо запереть Нил- была в дельте Нила. На современном месте выполняла ряд задач: достаточно далеко от местного населения, что увеличивало обороноспособность, достаточно близко к Нилу, чтобы флотом контролировать торговлю; достаточно близко к Нилу, чтобы обеспечить доступность сухопутных караванов; обеспечение контроля над районом Ваду-Тархан, где осуществлялась добыча селитры (примерно как сейчас оружейный плутоний); наибольшая близость к острову Родос, который был перевалочной базой.

3.и пара прилегающих торговых путей: "путь благовоний" из Йемена в Александрию разбирали в прошлой главе и "приморский путь" или "царская дорога" со стратегической точкой Эль-Кудс - путь вполне себе рабочий и после открытия Суэцкого канала, государствообразующее предприятие Ближнего Востока, а также будущий Израиль.

Официальная версия командировки- борьба с вторгнувшимся во владения Османской империи Наполеоном. Но цинус в том, что Египет мог быть территорией осман разве что на бумаге, и только там же на бумаге иррегулярные толком невооружённые формирования могли сдерживать одну из лучших современных армий. На деле и Наполеон и османский султан и Ост-индская компания и все прочие занимались одним- освоением и дальнейшей колонизацией территории современного Египта. Ватаги "башибузуков" собирались по всей Европе и не только, бритозы и ситхов сипаев из Индии тащили. Среди  них было достаточно много русских, ну например, Михаил Илларионович во время своей командировки в Стамбул (да, помните, как он султанский гарем посещал?) покамандовал мамлюками в Каире. В связи с отдалённостью от "головного офиса", и присущей подобным кооперативам жажде наживы, разумеется эти ватаги враждовали между собой

И вот собственно на волне этой вражды наш герой и поднялся, подмяв под себя все пришлые и местные силы, направив всё хаотично движущееся по нужному вектору и консолидировав разношёрстные массы даже не в государство, а сверхдержаву. Его часто сравнивают с Петром I- иностранец захватил власть в разобщённой стране, уничтоживший на корню местную элиту, путём реформ, опираясь на передовую Европу, вывел страну в геополитические лидеры и ещё множество параллелей, моё мнение красочных сказок было меньше, прагматизма- больше. На пути к власти Мухаммед, официальная история рассматривает как трёхстороннюю гражданскую войну между мамлюками, албанским наёмниками и османами  слабины не давал, воевал со всеми и против всех. Путь к успеху начал, с того, что в 1803, вместе с кинутыми на жалованье башибузуками (английские источники утверждают, что арнаутами) захватил местное министерство финансов от Османской Империи, и решив не останавливаться на достигнутом разграбил резиденцию губернатора. При  османском ставленнике Хурщид Ахмед Паше, был назначен заместителем, но: "В мае 1805 в Каире вспыхнуло восстание. Ахмед Хуршид-паша был свергнут и отстранен от власти. Собрание шейхов провозгласило правителем (вали) Египта Мухамедда Али Пашу", то есть он не был назначен из Стамбула, он был избран на месте, а по сути "самопровозгласился". Устроил натуральную резню мамлюкам, заманенным в ловушку  что интересно:  "Eighty-three heads (many of them those of Frenchmen and Albanians) were stuffed and sent to Constantinople", то есть (многие из которых были французы и албанцы), набил и отправил в Стамбул- вот вам и кавказцы... после разгрома экспедиции Маккензи в 1807 году в Каире на пиках были выставлены головы англичан. После окончательного выдворения МакКензи из Александрии, пригласил остатки элиты мамлюков (около 600 человек) на 

резня мамлюков

торжественный приём в честь своего сына, и приказал страже перебить их, это послужило сигналом к резне по всему Египту- было уничтожено около 4000 мамлюков, остатки бежали в Судан, их потом и там достали. Ну достаточно кровавых подробностей.

Захватив власть Мухаммед Али изменил страну кардинальным образом. Отстроил мощную по тем временам экономику:национализировал земли и ввёл гос. монополию на торговлю в Египте, начал развивать текстильную промышленность, с привлечением десятков тысяч работников, средняя зарплата крестьян выросла в четыре раза. Но самое главное заложил базу военно-промышленного комплекса, привлекая иностранных (в первую очередь французских) специалистов и управленцев создал в Каире заводы выпускающие мушкеты и пушки, а верфи заложенные в Алескандрии в 1830-х построили 9 100-пушечных кораблей. Выстроил мощный госаппарат с профессиональной бюрократией. Отправлял много талантливой молодёжи учиться во Францию. Строил много школ и больниц по европейскому образцу

Создал передовую армию по европейскому образцу, с помощью которой раздал не иллюзорных соседям (досталось  арабам отирающимся вдоль его торговых путей и Мекки, и Сеннарскому султанату = Судану- источнику рабов золота и опорный пункт для дальнейшей экспансии в Эфиопию, Нубию и прочие Уганды, а вот про Ливии- Алжиры не нашёл, либо компании не значительные были, либо эти территории не представляли ничего 

интересного). Далее последовали тёрки с основным конкурентом- Стамбулом, в которых от полного фиаско Порту спасло только вмешательство европейцев. Занятный момент: "В ходе кампании Мухаммед Али уделял особое внимание европейским державам. Опасаясь еще одного вмешательства, которое отменило бы все его завоевания, он продолжил медленно и осторожно. Например, Мухаммед Али продолжил практику использования имени султана в пятничных молитвах на вновь захваченных территориях и продолжал распространять османские монеты вместо того, чтобы выпускать новые, имеющие сходство с ним. Пока марш Мухаммеда Али не угрожал вызвать полный крах Османского государства, власти в Европе оставались пассивными наблюдателями", то есть дословно: делал вид, что территории подчиняются де-юро Порте, но по факту рулил сам, сегодня бы это назвали "ползущей оккупацией", вот отсюда и мнение, что вали Египта был подданным Порты. По факту правители Египта были Пашами на равне с османскими султанами, то есть независимыми правителями, до 1867 года, когда Исмаил-Паша принял титул хедива- вице-султана то есть подданого Порты . Его войска захватывали Басру, он ей владел 1832-1840 гг. Его борьба за регион с Портой и Персией, зародила идею панарабизма на ближнем востоке.

Во многом благодаря тому, что Мухаммед и его французские помощники насаждали передовые технологии, не в развитом европейском обществе, а в менее способном к сопротивлению и более податливому, вали в некоторых вещах обогнал прогрессивную Европу. И как следствие самые прогрессивные проекты времени: каналы на Ниле- очень трудоёмкая и эффективная работа, до канала через Суэц, он тоже додумался, но решил не строить, так как боялся, что евросы отожмут (как в воду глядел); Великие пирамиды, сфинкс и прочие атрибуты Древнего Египта- (перед тем как задаваться вопросом кто и когда построил, найдите ответ на другой, зачем, какая у них функция!? функция у них одна- собирать с туристов со всего света деньги, можете вернуться к предыдущим вопросам); запилить Дисней-Ленд  Святой город в Эль-кудс.

Немаловажная деталь: неблагодарные египтяне массово не хотели идти трудиться на мануфактуры  или служить в армию- часто сбегали в Сирию, травились ядом до слепоты, ну и отрубали указательный палец правой руки... вот: египетским крестьянам и бедуинам- неблагодарным подчинённым все эти реформы не нужны были и даром!!!

Так вот, перед Мухаммедом Али стояла задача создать идеологию привлекшую аборигенов на службу нового государства, обеспечившим его суверенитет от Европейских держав, в первую очередь Османов, развернуть движение панарабизма на Ближнем Востоке и Магрибе под эгидой своей  египетской  династии...

Местные верования рассматривать никакого смысла не было, слишком примитивно, и в отличии от Европы, Египет шагнул резко из первобытного состояния в эпоху промышленности, и поэтому выстраивание языческих пантеонов было не обязательно, хотя мифов для Египта напридумывали. Развивать коптское православие- велика вероятность попасть в зависимость от европейцев, но коптскую церковь под защиту взял. Принять ислам ханафитского толка, османской разработки- очень заманчиво, но и наиболее опасно, но верхушке его исповедовать позволил. Ваххабизм, был слишком прост и агрессивен, для выстраиваемого общества. Но вот в подконтрольной  Медине нашлось учение некоего имама Малика, подкупающего своей искренностью и простотой (вот нашёл страничку ВК, где популяризируют его цитаты). Сам Абу Абдаллах ибн Анасибн Малик ибн Абу Амир ибн Умар ибн аль-Харис ибн Гайман ибн Джушайль ибн Амр ибн аль-Харис аль-Асбахи, согласно легендам провёл в утробе матери до трёх лет (это как у Высоцкого "первый срок отбывал я в утробе" или так в мир не хотел?), семья, угадайте- торговцы-, королевского рода переселенцы из Йемена, дед- Сахаба, отец, правда был наполовину парализован и был ремесленником стрелы изготавливал. Его биография явно удревлена и трудился он намного ближе к нашим будням. Источники загадочно набрасывают: "на учение имама оказал влияния Мухаммад", а вот islamhouse.com уточняют- Мухаммад бин Йахъя аль-Ансари. Вот кстати, интересный ученик у него был Абдуллах ибн Вахб (см предыдущую главу). Был духовным правителем Медины (по другой версии был духовным лидером, но отказывался от любых административных назначений), торговал шёлком. Его сын Яхья, также стал великим учёным, уехал в Египет и преподавал там уроки по хадисам.

Вот на базе этого учения, иностранные советники Мухаммеда и его династии создали свою версию ислама, которая прошла корректную инсталляцию в качестве государственной идеологии для новоиспечённых образований ближнего востока и была принята местным населением и давшая толчок движению панарабизма. Именно эта идеология покорила Магриб и стала доминирующей в Северной Африке, 

но об этом в следующей части


продолжение следует...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened