st_pol81 Танкоград

Listens: Вагнер "Реквием по мечте"

Category:

О Магах. Глава пятая. Сейид Али Мухаммед Баб.

Введение; Глава 1 ( с дополнением), Глава 2 Ч.1, Ч.2 , Ч.3, Глава 3 Ч.1, Ч.2, Глава 4 ч.1, ч.2, ч.3, 4,5 ч.1, ч.2     О НЁМ или...

Его жизнь представляет собой один из великолепнейших примеров мужества, которое человечество удостоилось чести лицезреть.                                    _                                                                                                                      A.L.M. Nicolas
Сейид Али Мухаммед из Шираза, известный как врата к Скрытому Имаму
Сейид Али Мухаммед из Шираза, известный как врата к Скрытому Имаму

О Сейиде Али Мухаммеде из Шираза я уже писал, О НЁМ или..., но Баб просто необходим для понимания развития образа Махди и влияния на трансформацию учения имамитов в фундаментальный шиизм. Поэтому решил в этой главе рассмотреть его именно в разрезе ислама и его влияния на развитие, ну и пользуясь случаем добавлю описания нескольких ярких персонажей.

Правящая династия в лице Фатх-Али Шаха Каджара не просто пригласила богослова, а создала все условия для привития идей шейхизма (Бахрейнских карматов, тех самых что «похитили»  Каабу из Мекки) на территории современного Ирана, сам Фатх-Али взял шефство над учением и принял титул Баба-хан (хотя находил точки зрения, что он с ним родился). Шейхисты не позиционировали себя как отдельное учения и сами себя так не называли и были в официальном русле. Шейхисты несколько упростили символ веры фундаменталистов и развили учение о Махди до нового уровня. расхождение между учениями началось когда «Солнце Персии» Махди Мохаммад Каджар по причине болезни исчез с глаз паствы, шииты продолжали верить, что он и есть «Тот самый», шейхисты же решили, что нет, и умы верующих кинулись на поиски нового Спасителя.

Местные власти очень часто относились к собраниям сектантов вполне лояльно, а призывы разогнать звучали от шиитских улемов, чья паства таяла, люди хотели перемен и ждали новых Обетованных, Тех Самых, Избранных. Идеями мессианства в середине XIX века бродил практически весь мир.

Сейид Али Мухаммед был далеко не единственным, даже в рамках его течения у него были конкуренты способные увлечь за собой паству.

Так например в 1854 в Тегеран прибыл из Индии способный дипломат и преданный приверженец своей религии Маникчи Сабы, он был назначен в качестве эмиссара от имени парса Индии, чтобы помочь своим единоверцам в Иране, которые страдали от репрессивной политики монархов Каджара, для тех кто прочитал «О Нём или...» думаю эта фраза не должна оставить вопросов.

Долгое время Баб вёл свою проповедь, ну смущал местных улемов, но что-то прям предъявить ему не могли, но в 1845 когда Мохаммед Каджар перестал появляться на публике. Бабиды заявили о смене киблы на дом Али Мухаммеда в Ширазе (вот вам  и вековые традиции)

Дом Сейида Али Мухаммеда в Ширази, где он объявил себя Тем Самым. В настоящее время снесён. Кибла для бабидов
Дом Сейида Али Мухаммеда в Ширази, где он объявил себя Тем Самым. В настоящее время снесён. Кибла для бабидов

Хуже всего оказалось, что ортодоксальные богословы не смогли победить его в публичных дебатах и не обошлось без рукоприкладства.

Мечеть Бейт-аль-Махди на месте дома Баби
Мечеть Бейт-аль-Махди на месте дома Баби

Несломленный глаголом ортодоксальных улемов Баб попал в изоляцию. 

И пока Сейид Али Мухаммед оценивал гостеприимство родового имения Великого Визиря, его компаньоны и последователи замутили флэшмоб в деревеньке Бедашт, расположенной на перекрёстке дорог, соединяющих важнейшие центры страны. На этом Учредительном Собрании движения была провозглашена Новая Эра и призыв к отречению от законов шариата. До собрания в Бедаште безоговорочными лидерами движения были 1 и 18 (последняя крайняя) Буквы Живущего (апостолы) и любимые ученики Баби Мулла Хусейн (первый уверовавший) и Мухаммед Али (Баб считал его своим сокровищем). а вот на сходняке произошёл своеобразный переворот, лидерами (даже символами) стали Тахира дочь улема и Бахаула, потомственный аристократ, потомок Заратустры (парс из Индии Маникчи Сабы с ним скорешился) не видевшие Баба в глаза. Так что по большому счёту, за декларации из Бедашта и позднее Сейид Али Мухаммед из Шираза  как бы ответственности может и не нести. Майдан окончился разгоном правительственными войсками.

усыпальница шейха тогда и сегодня
усыпальница шейха тогда и сегодня

Вчерашние герои (1 и 18 Буквы) не стали покорно смотреть на притеснения (18- Мухаммед Али, окрещённый в Бедаште Куддус, к слову, стал первым испытавшим на себе гонения за исповедание нового культа- в родном городе Баби- Ширазе он получил телесное наказание и публичное унижение за проповеди). и организовали открытое вооружённое сопротивление, в родном краю Куддуса. Бабиды заняли усыпальницу шейха Табарси -приют для угнетённых и выстроили форт. И навязали настоящий кровопролитный бой с осадой и арт обстрелами и прочими страстями. Оба героя погибли, естественно мужественно и героически. Стоит отметить что в большинстве случаев бои шли с вооружёнными ополченцами местных шиитских общин, власти вмешивались в религиозный конфликты крайне неохотно, а некоторые и открыто сочувствовали. Когда бой принял патовую ситуацию и откровенно достал, подтянули регулярные войска и повстанцев разогнали. Бой у гробницы шейха Табарси наиболее известен из-за участия в нём  апостолов, но восстаний было много.

карта восстаний бабидов. кликабельно.
карта восстаний бабидов. кликабельно.

Восстания бабидов вылились в кровопролитные войны,  затронувшие все слои иранского общества. Повторение таких событий было недопустимо. Иранское общество стало схлапываться до монорелигиозного, а шиизм как государственная религия стал прагматичен и консервативен. И идею Махди стали вытеснять из умов людей: Мысль НИКТО ВАС НЕ СПАСЁТ (ну кроме вас самих), оформилась в «Нет Бога, кроме Аллаха»


Амир Кабир (Мирза Таги-Хан Амир-Незам 1807-1852) или Князь Порядка

из энциклопедических статей можем узнать, что его отец был поваром при прежнем Визире, поскольку находился при дворе получил хорошее образование. В 22 года в составе миссии Хозрев-Мирзы (см. 4 главу) посетил Санкт-Петербург и по докладу русских официальных лиц: «Сия особа в сем посольстве важнее самого принца».  Затем был в составе миссии посетившей Ереван для встречи с высшим руководством Российской империи. В 1847 году участвовал в подписании 2-го Эрзерумского договора с османами. 

После возвращения из Турции. вместе с наследным принцем отправились занимать престол. По сути именно Амир Кабир расчистил путь к власти новому Шаху, подавив бесчисленных мятежников и устранив высокородных конкурентов. Затащив Насретдина на трон получил в жёны его сестру (а его дочь была замужем за сыном Насретдина, Мохаммад Али шах, таким образом был внуком и Насретдина по отцовской и Амир Кабира по материнской линиям) и пост Великого Визиря и начал бурную деятельность очередного великого реформатора (открыл первый в Иране университет, газету и усовершенствовал систему налогооблажения, открыл постоянные посольства в Лондоне и Санкт-Петербурге.).

Мы передали Вам все дела Ирана, и мы несем ответственность за все хорошее, что происходит. Сегодня Вы- первый человек в Иране, и мы доверяем справедливости и доброте вашего поведения с людьми всего мира. Кроме Вас, никто не верит в это, и поэтому мы написали этот почерк                                         _                             Насретдин, при назначении Амир Кабира Великим визирем

Камнем преткновения на пути тандема к успеху и вечному счастью в отдельно взятом мамлюкате стало движение бабистов.

Стоит отметить, что  Мохаммад Каджар, несмотря на давление на правительство со стороны улемов фундаменталистов, относился к Баба и остальным религиозным проповедникам, вполне  лояльно. Сам Баб был «изолирован» от общества в крепости Мук- родовом имении великого визиря Гаджи Агаси, где вполне мог принимать паломников, выступать с проповедями, писать труды. Остальные его заточения носили ещё более мягкий характер, скорее похожий на домашний арест, а что Мохаммеду он же знал, что он сам Махди... Насретдин тоже был вполне лоялен до поры до времени, вплоть до покушения на него бабистов, но и после покушения, Шах распорядился заточить Баби, но решения о казни не принимал: Насретдин умыл руки и отдал всё на откуп Князю Порядка, такие вот библейские страсти. Амир Кабир организовал казнь Баби и ликвидацию и заточение остальных лидеров религиозных движений, усмирил более вменяемых сектантов, невменяемых вытеснил за пределы современного Ирана. Стоит ли говорить, что после этих событий авторитет Амир Кабира возрос до запредельных высот, особенно среди аристократии, чиновников и шиитских улемов, ставших практически монопольными поставщиками «опиума для народа» персидскому обществу!?

Амир Кабир был обвинён в заговоре против Шаха с целью возвести на престол суннита Аббас- Мирза Молк Ара и он был отстранён от всех должностей. Охрана посольства Российской империи заняла дом опального Визиря и предложила убежище в России, но он отказался. Посольство Англии добилось от Насретдина гарантий безопасности для Амира, и Князь Порядка отправился в ссылку в Кашан вместе с семьёй.

Во время алкогольного опьянения Насретдина, мать шаха, жёны и прочие приближённые уговорили его дать приказ об убийстве Амира.

Амир Кабир был зарезан в бане цирюльником (Баня является памятником).

Изначально похоронен в Кашане, затем женою перезахоронен в Кербеле рядом с имамом Хусейном.

Фатиме Барагани Казвини, она же Заррин Тадж -«Золотой Венец», она же Куррат-уль-Айн «Услада моих очей», она же  Тахире- «Чистая», она же «так похожа на Марию Магдолину», она же «новая Фатима», она же 17я буква Живуще (примерно 1817, Казвин- 1852 Тгеран)

Как темен и беден наш народ, как унижена женщина. Но настанет день, и на земле воцарятся прекрасные законы. В мир придет новый Учитель. И мне бы хотелось стать первой женщиной, которая будет служить новому Пророку!
кому-то Она видится так...
кому-то Она видится так...

Великая поэтесса и писательница всего Ирана родилась в Казвине в семье богословов, её дядя был крупным религиозным авторитетом Мирза Таги боргани

Бахаи сейчас преподносят её как исключительно богослова и религиозного философа своего культа, но это не так, имя «Золотой Венец» она носила в среде шиитов-фундаменталистов. Получила для тех времён шикарнейшее образование. Её отец всё время негодовал, почему она не мальчик, так бы раскрыла все таланты, возможно, что это повлияло на её настрой на борьбу за права женщин в будущем. Её красота и ум  притягивали к ней людей и она получила известность на всю страну. В 14 лет была выдана замуж за двоюродного брата.

Увлеклась литературой шейха Аксаи (кстати, её дядя с ним был знаком и как-то дискутировал), Ахмад на тот момент умер, но Фатима вступила в переписку с Сейид Казим Решти (учитель из Решта). В 26 лет отправилась в хадж в Кербелу, заодно и учителя наведать, но опоздала,, Сейим Казим Решт на днях скончался.  В Кербеле начала проповедовать и завоевала любовь народа, однажды ночью ей приснился , Тот Кого все ждут....

Сраа Бернадет в роли Тахиры
Сраа Бернадет в роли Тахиры

Её деверь отправился на поиски Обетованного и познакомился с Сейидом Али Мухамеддом Ширази. По переписке Фатима сразу идентифицировала Баба как Того Самого, а Баб признал её как 17-ю букву Живого (апостол то есть), 16 стал её деверь Мирза Мухаммад, Фатима стала единственной признанной Буквой Живущего без личной встречи с Ним.

Прожила в Кербеле три года , проповедовала идеи Баби, занялась переводом сочинений Баба на персидский язык (занятно конечно, по многим свидетельствам Баб владел арабским очень плохо, на каком же языке он писал). Прогневала местное духовенство тем, что в день скорби по имаму Хусейну не приняла траур, надела праздничные наряды и веселилась стоит заметить, что на тот момент ни о каком разрыве с фундаменталистами речи не шло, и сей инцидент можно приравнять к торжественным гуляниям устроенным на Красной Площади в день траура по Ленину активисткой комсомола, искренне считающей, что именно так всё и должно быть). За такие шалости её закрыли под домашний арест, до принятия решения, которое власти всё откладывали ( с одной стороны надо бы наказать за столь эпатажное поведение, с другой стороны любовь народа). Всё решилось то ли с бегством, то ли с высылкой сперва в Багдад, а затем и в Персию под охраной всадников и в окружении 30 последователей. С проповедями отправилась на встречу с Тем Самым, но дорога завела в родной Казвин, где произошёл окончательный разрыв с 

отчий дом в Казвине
отчий дом в Казвине

семьёй (отец и дядя недоумевали почему она следует за каким-то юношей из Шираза, отец прямо сказал, что поверил бы ей, если бы она была мужчиной и объявила себя Баб), развод с супругом и ссора с дядей, окончившаяся убийством религиозного авторитета. Шиитская община ответила погромом бабистов, саму Фатиму заперли в отчем доме и приговорили к смерти за организацию убийства. Побег ей устроил Бахаула, он же приютил в своём доме в Тегеране. В истории бахаистов есть одна интересная история:

Однажды знаменитый ученый муж по имени Вахид посетил дом Бахауллы, чтобы побеседовать с Куррат уль-Айн. В это время она была занята игрой с сыном Бахауллы, трехлетним Абдул-Баха и, казалось, совсем не спешила прервать ее ради встречи с Вахидом. «Разве ты не оставишь ребенка и не выйдешь к великому Вахиду?» – поинтересовался кто-то из домочадцев. Но Куррат уль-Айн еще крепче прижала к себе сидящего у нее на коленях малыша и сказала: «Как же я оставлю тебя, защитника Дела Божия, ради одного из последователей этого Дела!» Все, кто слышал эти слова, были удивлены и не поняли, что она имела в виду. Теперь многие считают, что Бахаулла посвятил ее в тайну, рассказав о том, какое будущее было уготовано Абдул-Баха.

но ведь правда интересно? женщина по имени Чистая (правда это имя она получит позже) на руках с ребёнком сыном Бога

кто-то видит её так
кто-то видит её так

Из Тегерана она отправилась с Бедашт на собрание бабидов, До сходняка безоговорочным лидером движения, замещающим находящего в заточении Али Мухаммеда Ширази был юный Мохаммед Али из Барфуруша. Баб на собрании не присутствовал, Бахаула болел и также первые дни пропустил, но  Фатима устроила такой перфоманс, после которого бабиды приняли сторону Бахаулы (некоторые правда отреклись от Веры). Именно Фатима стала рокочущим голосом объявившим о наступлении Новой Эры. Она явилась на собрание с открытым лицом, в Иране такого никто и никогда не делал- произвело неизгладимое впечатление, один из бабидов убежал и перерезал себе горло, несколько, как уже говорилось выше отказались от Веры (я хотел провести аналогию, что это равноценно появлению женщины члена КПСС на Пленум в открытом купальнике, но похоже что сравнение несопоставимо). таким образом она провернула переворот внутри движения, вместо соратников Баби, первыми лицами стали потомок аристократов Бахаула и потомок богословов Тахира, ни разу с Баби лично не встречавшиеся. На Пленуме она получила имя Чистая.

место гибели и захоронения
место гибели и захоронения

По окончанию встречи, власти арестовали Тахиру и доставили в Тегеран, и заключили под стражу в доме коменданта города. В Тегеране Насретдин предложил ей отречься от Баби, вернуться в лоно истинной церкви и занять почётное место в его гареме. Но Тахира отказалась, сославшись, что они живут в разных Вселенных. Она прожила под арестом три года, завоевала любовь семьи коменданта, вновь могла принимать посетителей. но для властей она всё так же оставалась опасной и однажды ночью за ней пришла стража и отвела к полицейскому участку в саду Ильмани. По версии сына коменданта, сопровождавшую Тахиру, пьяный  начальник полиции достал свой платок , передал его полицейскому и приказал задушить женщину, но полицейский оторопел и убежал, что-то выкрикивая на турецком (прям беда с этими каджарскими палачами, то армяне целой толпой по Баби попасть не могут, то вот турки полицаи сердобольные). Нашли второго исполнителя, тоже пьяного (а казалось бы по официальной версии вполне себе мусульманское государство), он вооружился платком самой Тахиры и придушил, тело бросили в колодец на териитории сада и засыпали камнями. По версии  личного врача Насретдин шаха Якоба Эдуарда Полака Тахиру убивали медленно и мучительно в течении всей ночи. Возможно, труп сожгли. Европа откликнулась негодованием.

А.Л.М. Николас (1864 Решт, Иран-1939, Париж, Франция).

Ни один европейский ученый не внес столь большой вклад в наше знание жизни и учения Баба как Николаса. Его изучение жизни Баба и его переводы нескольких из самых важных книг Баба остаются непревзойденной ценностью

а это автор альтернативной мистеру Брауну точки зрения.

Месье Николас был сыном служащего французской консульской службы в Персии. Родился в Гиляне, по собственному признанию выучил персидский и русский раньше французского. 

Как и его отец провёл большую часть своей трудовой деятельности в Персии. 

Поразительно, «Николя также получил свое вдохновение, чтобы изучить Баби из Гобино»,. Его отец был знаком с Гобино.

Первые знания о Баби он почерпнул от Мирзы Ибрагима из Тхина, бахаи по вероисповеданию, и через него он наладил контакт с общиной бахаи.

Николас раскритиковал Брауна, в личном письме он сказал, что история движения бабистов должна восоздоваться на основе свидетельств только тех людей, «которые непосредственно связаны с Бабом, относятся ли они к истории или догме», а произведения Бахаулы и Собх-и-Азаля считал второстепенными источниками. Резко негативно отнёсся к труду Абдул-Баха «Повествования путешественника», где «важность Баба была принижена до значения Иоанна Крестителя для Бахаулы».

Да, фактически, Николас обвинил Брауна и идеологов бахаев в принижении роли Сейида Али Мохаммеда и узурпации власти.

С Шоги Эффенди контакт наладил и высказывал ему респекты за более пристальное внимание к персоне первого божественного проявления движения.

Конец Главы.

продолжение следует...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened